3 жніўня, Светлагорск
Мой горад малады – усяго каля 50 год. Малады Светлагорск яшчэ і таму, што яго насяляюць вялікая колькасць дзяцей і моладзі. Безумоўна, і я з’яўляюся “складнікам” тых адсоткаў агульнай колькасці насельніцтва, я такі ж носьбіт “гарадской” культуры, моладзевага і дзіцячага фальклору. Здаецца, мая цікавасць да гэтага тыпу фальклорных тэкстаў у поўнай меры зразумелая і невыпадковая.
Сёння я вырашыла не адкладаць збіранне фальклору ў далёкую скрыню і пачала з… апытання дзяўчынкі з вочкамі-васілёчкамі і кучаравымі валасамі. Усмешка такой дзесяцігадовай гарэзы-беларусачкі дарагога каштуе ))) Напэўна, важна яе імя – Марынка, прозвішча – Клімянок. Так. Я папрасіла малодшую сястру раскрыць сакрэт ды распавесці пра яе любімыя гульні на двары.
Тое, што я пачула ад Марынкі, я акуратна запісваю ў дзённік, суправаджаю самастойнымі каментарамі ў дужках і спасылках. Аповед далей па вядомых прычынах будзе весціся па-руску.
Марина Клименок, 10 лет, г.Светлогорск.
Игры
5. “Заяц-заяц, сколько время”.
Жанр – апісанне гульні.
Вода[1] – это Заяц. Он выстраивает в линию игроков. Например, возле 2-го подъезда, а сам становится возле 5-го. Игроки должны определить, кто первый, кто второй (очерёдность), они канаются[2]. Все как бы спешат на день рождения, но у них стоят часы, поэтому спрашивают у Зайца:
-Заяц-заяц, сколько время?
Я спешу на день рождения,
У меня часы стоят,
Ничего не говорят.
Заяц говорит 1-му игроку:
-Тебе… (далее называет что-либо из игровых “терминов”, перечисленных ниже). Например, пять лилипутов, один верблюд и одна кастрюлька.
И так для каждого отвечает, пока кто-либо не пройдёт всё расстояние до Зайца. Кто сделал это, тот и выйграл.
Заяц может назвать:
великан – максимально большой шаг;
верблюд – нужно плюнуть как можно дальше и стать туда;
кастрюлька – приседая повернуться вокруг себя, сделав шаг;
милипут (=лилипут) - шаг “нога к ноге”;
молочко – бежать пока Заяц не скажет “стоп”;
тарелочки – крутиться вокруг себя и идти вперёд;
лягушка – прыгнуть, присев как лягушка.
6. Прятки “московские”
Жанр – апісанне гульні.
Выбирается Вода (=ведущий), который считает до 100, но вслух называет только десятки, остальные числа проговаривает быстро “про себя”. В это время игроки прячутся. Слова Воды: “…сто. Кто не спрятался, я не виноват” значат, что он начинает обходить двор и смотреть (водить). Если Вода находит игрока, то должен быстрее него добежать до нужного места (например, определённое дерево) и сказать, коснувшись его:
-Туку + имя (это на детском сленге значит “затуковать”, т.е. поймать игрока).
Если Вода не успевает это сделать, то игрок должен затуковать сам себя, сказав:
-Туку сам за себя.
Против правил:
а) “туковать” (=ловить) всех игроков, стоя на одном месте нельзя. В таком случае говорят: “На одном месте каша не вариться”. Вода ищет всех ещё раз.
б) Вода не должен подглядывать. В этом случае говорят: “Горшки на куски”, игра начинается заново.[3]
7. “Краски”(ролевая, жанр: апісанне гульні)
Играют: Чёрт, Матка (= Художник), Краски[4].
Приходит Чёрт в “хатку”, стучит в дверь. Матка спрашивает:
-Кто там?
-Чёрт.
-Зачем пришёл?
-За хлебом.
-Хлеба нет. Краски есть. Выбирай любую.
Чёрт называет цвет; если такой Краски нет, то Матка говорит:
-За хлебом пошёл. (импровизация детская: “смылся в унитазе” и т.д.)
Если названная Краска есть, то игрок быстро выбегает из “хатки” по маршруту, указанному Маткой, и так же быстро старается вернуться обратно. Чёрту Матка хлопает по ладошке и при этом говорит:
-Шубка, шапка и пальто.
Вот тебе и сто.
После этого Чёрт должен догнать Краску. Если догоняет, они меняются ролями, Краски загадываются заново.
8. “Слепой кот” (жанр: апісанне гульні)
Слепой кот закрывает глаза, его раскручивают и ведут диалог[5]:
-Кот-кот, на чём стоишь?
-На бочке.
-Что пьёшь?
-Молоко.
-Лови мышей, а не нас.
Все разбегаются. Слепой кот ловит игроков с завязанными глазами. Когда ему удаётся, то говорит:
-Стоп. Держу крепко.
И угадывает имя игрока.